Особенности образовательной деятельности в Тульском суворовском военном училище предполагают раннюю профессиональную ориентацию и рассредоточенную подготовку воспитанников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, так как училище реализует программы довузовской профессиональной подготовки.
Часть учебного плана ТлСВУ, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), учредителя образовательного учреждения (организации).
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на введение учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе «Основы военной подготовки» - 1 час в неделю в 5 – 7 классах с целью подготовки юношей к воинской службе.
Реализуя Образовательную программу основного общего образования в Тульском суворовском военном училище, преподаватели отдельных дисциплин выделили военный компонент образования в рабочих программах по предметам.
Военная составляющая реализуется в содержании курсов всеобщей истории и истории России следующим образом: предполагается изучение следующих вопросов в рамках учебного предмета история:
- История становления армий народов мира
- Особенности организации армии в разных странах
- Подготовка молодежи к защите Отечества у разных народов
- Развитие военного искусства разных народов
- Героизм и подвиг народов в разных военных событиях.
- Полководческий талант (на примере исторических личностей).
В курсе обществознания рассматриваются организационно-правовые аспекты подготовки юношей к службе в армии и несения воинской службы, воинская обязанность как основная обязанность гражданина РФ.
В курсе литературы особое внимание уделяется творчеству писателей, отражающих в своих произведениях военную истории России. В курсе русского языка военная составляющая реализуется через лексику, содержание текстов упражнений, изложений, тематики сочинений. При этом особое внимание уделяется нравственным проблемам: истокам героизма, понятию "подвиг", "офицерская честь", "долг".
В курсе географии особое внимание уделено формированию картографических навыков: умение ориентироваться по карте местности,
При изучении математики, физики военный компонент реализуется через содержание аналитических и расчетных задач.
Военная составляющая реализуется через программы внеурочной деятельности: «Тульское суворовское училище в истории Тулы и России», «История Воздушно-десантных войск России» и «Военный переводчик».
Цель программ: создание процесса, направленного на целостное формирование и развитие личности ребенка, его отношение к Родине, к окружающей действительности, сознательное отношение к выбору военной профессии, развитие исследовательской и проектной деятельности.